Новости

05.03.2021

Поздравление

С Международным женским днём!

02.03.2021

О работе канцелярии суда в предпраздничный день

5 марта 2021 г. приём исковых заявлений (заявлений) и дополнительных процессуальных документов нарочно в канцелярии Арбитражного суда Пензенской области будет осуществляться с 10:00 до 12:00 включительно.  

20.02.2021

Поздравление

С Днём защитника Отечества!

Третейские суды

Согласно пункту 6 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по соглашению сторон относящийся к компетенции арбитражного суда спор, возникший из граждаско-правовых отношений, до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и федеральным законом. 

Порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации, а также арбитраж (третейское разбирательство) регулируется Федеральным законом от 29.12.2015 № 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации", Законом Росийской Федерации от 07.07.1993 № 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже".
В 2015-2016 гг. в Российской Федерации проведена реформа системы третейских судов.
С 1 сентября 2016 г. не подлежат применению нормы Федерального закона от 24.07.2002 №102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления Федерального закона от 29.12.2015 № 382-ФЗ (часть седьмая статьи 52 Федерального закона от 29.12.2015 № 382-ФЗ).
1 ноября 2017 г. завершился переходный период реформы третейского разбирательства.
 
Арбитраж (третейское разбирательство) с местом арбитража на территории Российской Федерации может либо администрироваться постоянно действующим арбитражным учреждением, либо осуществляться третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора.
С 1 ноября 2017 г. для администрирования арбитража необходимо наличие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. 
Право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения предоставляется некоммерческой организации актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти (в настоящее время - Министерство юстиции Российской Федерации) на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (часть 4 статьи 44 Закона об арбитраже).  
С 1 ноября 2017 г. постоянно действующие третейские суды, не соответствующие требованиям статьи 44 Закона об арбитраже и не получившие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, не вправе осуществлять деятельность по администрированию арбитража (часть 13 статьи 52 Закона об арбитраже).
Вынесенные после 1 ноября 2017 г. решения учреждений, не получивших права администрировать арбитраж, считаются принятыми с нарушением процедуры, предусмотренной законом. Это может являться основанием для отмены решения третейского суда или отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение его решения. При этом внесение изменений в юридически значимые реестры (например, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Единый государственный реестр юридических лиц, реестр акционеров общества) осуществляется на основании исполнительного листа. 
По спорам, которые были начаты в учреждении до 1 ноября 2017 г., все функции подлежат выполнению третейским судом (то есть непосредственно составом арбитров, а не учреждением), как при арбитраже, образованном для разрешения конкретного спора. Признанию и приведению в исполнение такое решение подлежит как решение, принятое арбитражем, образованным для разрешения конкретного спора. Такой арбитраж не вправе рассматривать корпоративные споры.
После 1 ноября 2017 г. часть арбитражного соглашения о передаче спора в конкретное учреждение, у которого отсутствует право администрировать арбитраж, становится неисполнимой. Физические и юридические лица могут заключить новое арбитражное соглашение о передаче спора на рассмотрение учреждения, получившего право администрировать арбитраж.
Минюст обращает внимание на то, что в связи с истечением переходного периода высока вероятность использования мошеннических схем, направленных на обход положений закона. Поэтому физическим и юридическим лицам рекомендуется проявлять осмотрительность при обращении к тем, кто указывает, что является третейским судьей. Необходимо проверять информацию о таких лицах на официальных сайтах арбитражных учреждений, получивших право администрировать арбитраж, и внимательно знакомиться с документами, которые предлагается подписать в процессе заключения арбитражного соглашения.
Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет депонирование правил постоянно действующих арбитражных учреждений и утверждает перечень иностранных арбитражных учреждений, признаваемых постоянно действующими арбитражными учреждениями, который ведется в электронной форме и размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Минюста России (www.minjust.ru).   

Наименование постоянно действующих арбитражных учреждений, указанных на сайте Министерства юстиции Российской Федерации. 

Материал подготовлен с использованием информации, размещенной на сайте https://legal.report/