Часто задаваемые вопросы

О представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Обязан ли федеральный государственный гражданский служащий представить в кадровую службу работодателя справку о доходах своей супруги, если супруга также является государственным служащим и представила соответствующую справку о доходах по месту своей работы?
Представление супругой федерального государственного гражданского служащего соответствующей справки по месту своей работы не освобождает госслужащего от обязанности представить представителю нанимателя сведения о ее доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Обоснование: Согласно п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.
Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы согласно утвержденному перечню, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представить представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи. При этом Положение о представлении федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы, включенную в перечень, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи утверждается актом Президента РФ (ч. 1, 2 ст. 20 Закона N 79-ФЗ).
Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559 утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Положение).
В соответствии с пп. "б" п. 5 Положения государственный служащий представляет ежегодно сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Представление супругой гражданского служащего соответствующей справки по месту своей работы не освобождает госслужащего от обязанности представить своему работодателю сведения о ее доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

А.В.Телегус
Член Палаты налоговых консультантов
Российской Федерации
24.04.2012

Госслужащий

Госслужащий (заместитель руководителя территориального органа ФНС России) не проживает совместно с супругой и не имеет сведений о ее доходах и имуществе, при этом супруги в разводе не состоят. Вправе ли госслужащий в этом случае не представлять представителю нанимателя сведения о доходах и имуществе супруги?
Тот факт, что супруги проживают раздельно, но брак между ними в порядке, предусмотренном Семейным кодексом РФ, не расторгнут, не является законодательно установленным основанием для освобождения от обязанности представлять сведения о доходах и имуществе супруги. Однако в рассматриваемом случае факт раздельного проживания супругов и, как следствие, отсутствие информации о доходах и имуществе супруги может быть признан в качестве основания для освобождения от ответственности за непредставление сведений о доходах и имуществе супруги по результатам рассмотрения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, созданной в государственном органе. Для рассмотрения данного факта госслужащий должен направить в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, заявление с указанием соответствующих причин, по которым он не может представить сведения о доходах и имуществе супруги.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.
Согласно ч. 6.1 указанной статьи непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в случае если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
Как следует из ч. 7 ст. 20 Закона N 79-ФЗ, под членами семьи гражданского служащего в настоящей статье понимаются супруг (супруга) и несовершеннолетние дети.
В соответствии с пп. "ж" п. 3 Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе и территориальных органах ФНС России, и федеральными государственными гражданскими служащими, замещающими должности в Федеральной налоговой службе и территориальных органах ФНС России, сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, утвержденного Приказом ФНС России от 21.05.2012 N ММВ-7-4/344@ (далее - Порядок), обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера возлагается на гражданских служащих, замещающих должности государственной службы в территориальных органах Федеральной налоговой службы, включенных в п. 2 разд. I Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" (далее - Указ N 557).
На основании п. 2 разд. I Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом N 557, должности заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти включены в перечень должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Согласно п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Из пп. "б" п. 5 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (далее - Положение), пп. "б" п. 6 Порядка следует, что гражданский служащий ежегодно обязан представлять сведения о доходах супруги (супруга), полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о его обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
В соответствии с п. 2 ст. 10 СК РФ права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Согласно ст. 18 СК РФ расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных ст. ст. 21 - 23 СК РФ, в судебном порядке.
Учитывая изложенное, тот факт, что супруги проживают раздельно, но брак между ними в порядке, предусмотренном СК РФ, не расторгнут, свидетельствует о том, что гражданский служащий не освобождается от обязанности представлять сведения о доходах и имуществе супруги.
В соответствии с п. 9 Положения, п. 9 Порядка в случае непредставления по объективным причинам государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
При этом, как следует из Обзора проблемных вопросов, возникающих при заполнении справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (Справка Минтруда России от 05.10.2012), в случае если служащий по объективным причинам не может представить сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга), ему следует направить в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, заявление, в котором указать причины непредставления необходимых сведений (раздельное проживание и т.д.). Данный факт подлежит рассмотрению на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, созданной в каждом федеральном государственном органе.
Таким образом, в рассматриваемом случае факт раздельного проживания супругов и, как следствие, отсутствие информации о доходах и имуществе супруги может быть признан в качестве основания для освобождения от ответственности за непредставление сведений о доходах и имуществе супруги по результатам рассмотрения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, созданной в территориальном органе ФНС России. Для рассмотрения данного факта госслужащий должен направить в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, заявление с указанием соответствующих причин, по которым он не может представить сведения о доходах и имуществе супруги.



П.С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
21.11.2012

Госслужащий

В июне 2011 г. сын государственного служащего достиг совершеннолетия. Необходимо ли государственному служащему представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера сына за 2011 г.?
Нет, не требуется.

Обоснование: В соответствии с Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по установленной форме.
Этим Указом утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Положение).
В соответствии с п. 5 Положения государственный служащий представляет ежегодно сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода. Представление сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера на совершеннолетних детей не требуется. Сведения о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера представляются по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря 2011 г.).
На 31 декабря 2011 г. сын государственного служащего достигнет совершеннолетия, и поэтому в отношении его не требуется представление сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера.


А.А. Гараев
Смоленская таможня
Центрального таможенного управления
Федеральной таможенной службы
18.04.2012

Госслужащий

Может ли государственный служащий (ведущий консультант Минздравсоцразвития России) быть освобожден от занимаемой должности и уволен в связи с тем, что им представлены недостоверные сведения о доходах супруги?
Государственный служащий (ведущий консультант Минздравсоцразвития России) может быть освобожден от занимаемой должности и уволен в связи с тем, что им представлены недостоверные сведения о доходах супруги, так как представление недостоверных сведений о доходах членов семьи является несоблюдением ограничений и невыполнением обязательств (в том числе антикоррупционных), установленных законодательством для государственных служащих.

Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) служащий, замещающий должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).
На основании ч. 1 ст. 20 Закона N 79-ФЗ гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.
Из ч. 7 указанной статьи следует, что под членами семьи гражданского служащего в настоящей статье понимаются супруг (супруга) и несовершеннолетние дети.
Должность ведущего консультанта включена в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 16.03.2010 N 153н.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 16 Закона N 79-ФЗ гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае непредставления установленных Законом N 79-ФЗ или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В силу п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами, являются одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.
Согласно ч. 8 ст. 8 Закона N 273-ФЗ невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ, является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Санкт-Петербургский городской суд в Определении от 01.02.2011 N 33-1344 признал законным увольнение государственного служащего в аналогичной ситуации.
Учитывая изложенное, государственный служащий (ведущий консультант Минздравсоцразвития России) может быть освобожден от занимаемой должности и уволен в связи с тем, что им представлены недостоверные сведения о доходах супруги.


П.С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
16.08.2011

Госслужащий

Супруг государственного гражданского служащего является индивидуальным предпринимателем, применяющим патентную систему налогообложения. Каким образом в справке, представляемой в кадровую службу в отношении супруга госслужащего, указываются данные о полученных им доходах?
Считаем, что государственный гражданский служащий в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей федерального государственного служащего должен указать доход супруга, применяющего патентную систему налогообложения, в соответствии с данными книги учета доходов, которая ведется индивидуальным предпринимателем на основании п. 1 ст. 346.53 Налогового кодекса РФ.

Обоснование: В соответствии с пп. "б" п. 5 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (далее - Положение), государственный служащий представляет ежегодно сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Согласно ст. 346.47 НК РФ объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта РФ.
Кроме того, п. 1 ст. 346.48 НК РФ определено, что налоговая база определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения (при этом в силу ст. 346.52 НК РФ налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в налоговые органы не представляется).
Таким образом, использование вышеназванных потенциальных показателей, характеризующих не фактически полученный, а потенциальный доход, является при заполнении справки о доходах супруга некорректным.
Вместе с тем отметим, что налогоплательщики, применяющие патентную систему налогообложения на основании п. 1 ст. 346.53 НК РФ, обязаны вести учет доходов от реализации в книге учета доходов индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н (Приложения N N 3, 4).
Пунктом 2.4 названного Порядка установлено, что в графе 4 разд. I "Доходы" книги учета доходов отражаются доходы от реализации, полученные в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, указанной в патенте, и определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ. Порядок определения, признания и учета доходов от реализации при патентной системе налогообложения установлен п. п. 2 - 5 ст. 346.53 НК РФ. Учитывая изложенное, считаем, что государственный гражданский служащий в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей федерального государственного служащего должен указать доход супруга, применяющего патентную систему налогообложения, в соответствии с данными книги учета доходов, которая ведется индивидуальным предпринимателем на основании п. 1 ст. 346.53 НК РФ.

А.В.Телегус
Член Палаты налоговых консультантов
Российской Федерации
26.05.2014

Госслужащий

Гражданский служащий получил доход от продажи иностранной валюты, приобретенной ранее, за счет курсовой разницы. Необходимо ли отражать полученный доход в справке о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера?
По нашему мнению, доход, полученный гражданским служащим от продажи иностранной валюты за счет курсовой разницы, не подлежит отражению в справке о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.
Положение о представлении указанных сведений и форма справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - справка о доходах) определены Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559.
В разд. 1 справки о доходах указываются сведения о доходах по основному месту работы, педагогической, научной, творческой деятельности, от вкладов в банках, от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, а также иные доходы.
Со

Госслужащий

Гражданский служащий получил доход от продажи иностранной валюты, приобретенной ранее, за счет курсовой разницы. Необходимо ли отражать полученный доход в справке о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера?
По нашему мнению, доход, полученный гражданским служащим от продажи иностранной валюты за счет курсовой разницы, не подлежит отражению в справке о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.
Положение о представлении указанных сведений и форма справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - справка о доходах) определены Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559.
В разд. 1 справки о доходах указываются сведения о доходах по основному месту работы, педагогической, научной, творческой деятельности, от вкладов в банках, от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, а также иные доходы.
Согласно п. 1 Рекомендаций Минтруда России "Рекомендации по заполнению справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" понятие "доход" применяется в том значении, в каком используется в гражданском, финансовом, налоговом и других отраслях законодательства. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 41 НК РФ).
К иным доходам рекомендовано относить:
страховые выплаты при наступлении страхового случая, а также выкупные суммы;
доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества;
доходы от реализации:
- недвижимого и иного имущества, принадлежащего служащему;
- акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;
вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу;
пенсии, пособия, стипендии, единовременную субсидию на приобретение жилого помещения и иные аналогичные выплаты, полученные служащим;
доходы подопечного, которые расходуются служащим, являющимся опекуном или попечителем;
государственный сертификат на материнский (семейный) капитал;
доходы, полученные от использования транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства;
доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети;
выплаты служащему, являющемуся правопреемником умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Доход, полученный от продажи иностранной валюты, в данный перечень не входит.
Согласно Протоколу совещания в Минздравсоцразвития России по вопросу выработки единых подходов к решению вопросов, возникающих при реализации обязанности по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера от 27.03.2012 N СН-4 (Письмо Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 N 17-1/556) в подразделе 7.1 "Иные доходы" разд. 1 справки о доходах подлежат указанию средства, полученные:
в порядке дарения или наследования;
от продажи недвижимости и иного имущества;
выданные на развитие личного подсобного хозяйства, страховые суммы, выплаченные при наступлении страхового случая;
от производства и продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах продукции животноводства, растениеводства;
от акционерных или других обществ;
в качестве денежных призов за участие в мероприятиях (соревнованиях);
от использования денежных средств членов кредитного потребительского кооператива;
выплаты от профсоюзных комитетов;
в случае утилизации автотранспортного средства (зачета стоимости старого транспортного средства в стоимость при покупке нового) по специальным программам автосалонов.
Доход, полученный от продажи иностранной валюты, в данный перечень также не входит.
При этом необходимо отметить, что в Письме Минфина России от 24.12.2012 N 03-04-06/4-361 отражено, что курсовая разница, образующаяся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту, носит характер материальной выгоды. Однако ст. 212 гл. 23 НК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, когда материальная выгода признается доходом для целей взимания налога на доходы физических лиц, и этот перечень не включает разницу между фактическим курсом продажи (покупки) кредитными организациями иностранной валюты физическим лицам и курсом, устанавливаемым Банком России.
В пп. "ж" п. 4 разд. III Методических рекомендаций по заполнению федеральными государственными гражданскими служащими аппарата Счетной палаты Российской Федерации форм справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, рекомендованных Решением Комиссии Счетной палаты РФ по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов 04.04.2011, указано, что строка 7 "Иные доходы (указать вид дохода)" включает в себя все виды доходов, открытый перечень которых установлен ст. 208 НК РФ. Также данная позиция включает в себя доходы в соответствии со ст. 217 НК РФ. При этом в указанных статьях доход в виде курсовой разницы не поименован.
Таким образом, по нашему мнению, доход, полученный гражданским служащим от продажи иностранной валюты, не подлежит отражению в справке о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Е.А.Пономарева
Консалтинговая компания
"ПономаревКонсалт"
29.05.2014

Госслужащий

Федеральный государственный служащий приобрел и зарегистрировал на свое имя в установленном порядке снегоход. Подлежит ли отражению в справке о доходах и имуществе госслужащего информация об указанном снегоходе?
По нашему мнению, информация о снегоходе как о транспортном средстве подлежит отражению в подразделе 2.2 разд. 2 справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего (утв. Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559) (далее - справка) в строке 4 "Мототранспортные средства" или строке 8 "Иные транспортные средства".
Обоснование: В соответствии с п. 3 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ N 559 (далее - Указ N 559), сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденным формам справок.
Справка утверждена пп. "г" п. 1 Указа N 559.
В подразделе 2.2 разд. 2 справки указываются сведения о транспортных средствах, находящихся в собственности, - легковых и грузовых автомобилях, автоприцепах, мототранспортных средствах, сельскохозяйственной технике, водном транспорте, воздушном транспорте и иных транспортных средствах (п. 2 Рекомендаций Минтруда России "Рекомендации по заполнению справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера").
По общему правилу снегоход представляет собой самодвижущееся транспортное средство, предназначенное для передвижения вне дорог преимущественно по снегу, имеющее собственную массу не более 450 кг, сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа, не имеющее кабины закрытого типа или элементов, образующих каркас безопасности вокруг водителя и пассажира (пассажиров), приводимое в движение с помощью гусениц (гусеницы), находящихся в контакте со снегом, и управляемое с помощью лыжи (лыж), находящихся в контакте со снегом (п. 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50944-2011 "Снегоходы. Технические требования и методы испытаний", утвержденного Приказом Росстандарта от 13.12.2011 N 1177-ст во исполнение Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
Учитывая изложенное, информация о снегоходе как о транспортном средстве подлежит отражению в подразделе 2.2 разд. 2 справки в строке 4 "Мототранспортные средства" или строке 8 "Иные транспортные средства".

А.В.Телегус
Член Палаты налоговых консультантов
Российской Федерации
03.09.2014

Госслужащий

Федеральный государственный гражданский служащий в августе 2014 г. внес в кассу автосалона предоплату в сумме 500 000 руб. за приобретаемый легковой автомобиль (общей стоимостью 1 000 000 руб.), поставка которого должна быть осуществлена в течение полугода после внесения предоплаты, окончательная оплата производится по факту получения автомобиля. В случае если по состоянию на 31 декабря отчетного года автомобиль ему не передан, каким образом отражается соответствующая информация в справке о доходах и имуществе госслужащего за 2014 г., представляемой в кадровую службу?
Информация об указанной сделке по приобретению автомобиля не подлежит отражению в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего (утв. Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559) (далее - справка), так как сумма предоплаты не превышает 100-кратный размер МРОТ.

Обоснование: Согласно п. 3 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ N 559 (далее - Указ N 559), сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденным формам справок.
Справка утверждена пп. "г" п. 1 Указа N 559.
В подразделе 2.2 "Транспортные средства" справки указываются сведения о транспортных средствах, находящихся в собственности госслужащего, в частности о легковых автомобилях (п. 2 Рекомендаций Минтруда России "Рекомендации по заполнению справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера").
В соответствии с п. 1 ст. 454 Гражданского кодекса РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
При этом ст. 485 ГК РФ предусмотрено, что покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи.
Пунктом 1 ст. 487 ГК РФ определено, что в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи продавцом товара (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором.
При этом в силу п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности на указанный автомобиль возникнет только в случае его непосредственной передачи покупателю.
Таким образом, соответствующая информация не подлежит указанию в подразделе 2.2 разд. 2 справки.
Вместе с тем исходя из формы справки в подразделе 5.2 "Прочие обязательства" разд. 5 "Сведения об обязательствах имущественного характера" справки должны быть отражены сведения обо всех имевшихся на отчетную дату (31.12.2014) срочных финансовых обязательствах, сумма обязательств по которым превышает 100-кратный размер минимальной оплаты труда, установленный на отчетную дату, который составит 555 400 руб., исходя из ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" в редакции, действующей с 01.01.2014.
Исходя из положений ст. 307 ГК РФ госслужащий признается кредитором автосалона (на сумму 500 000 руб.), а автосалон - должником госслужащего. Поскольку сумма срочного обязательства не превышает 555 400 руб., соответствующие сведения в подразделе 5.2 разд. 5 справки не отражаются.

А.В.Телегус
Член Палаты налоговых консультантов
Российской Федерации
03.09.2014

Госслужащий

О соблюдении ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной службы

Какие ограничения установлены законодательством о противодействии коррупции для гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора?
Статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон) установлены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.
Согласно части 1 указанной статьи гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия).
Круг лиц, на которых распространяется данное ограничение, установлен пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925. К ним относятся граждане, которые ранее замещали должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557.
Период, в течение которого действует указанное ограничение, начинается со дня увольнения с федеральной государственной службы и заканчивается через два года.
Гражданин обязан получать согласие комиссии на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнение в данной организации работы (оказание данной организации услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) при наличии двух факторов:
включение должности государственной службы в соответствующий перечень должностей, предусмотренный пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925;
осуществление отдельных функций государственного управления в отношении данной организации во время прохождения государственной службы.
В целях получения указанного согласия гражданин в порядке, установленном нормативным правовым актом соответствующего государственного органа, в письменной форме обращается в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо к должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Письменное обращение гражданина о даче согласия в соответствии с частью 1.1 статьи 12 Федерального закона комиссия обязана рассмотреть в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (далее – Указ), и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.
Заседание комиссии по указанному вопросу проводится на основании абзаца второго подпункта б) пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом (далее – Положение), по итогам которого в соответствии с пунктом 24 Положения принимается одно из следующих решений:
а) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;
б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ.
Необходимо учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы возложена обязанность при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Обязанность информирования работодателя о замещении должности, включенной в указанный перечень, распространяется на все случаи замещения на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнения в данной организации работы (оказания данной организации услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) вне зависимости от того, входили или нет отдельные функции государственного (административного) управления данной организацией в должностные (служебные) обязанности по замещаемой гражданином ранее должности государственной службы. При информировании работодателя гражданину рекомендуется одновременно сообщить об ограничениях, налагаемых на него статьей 12 Федерального закона, об обязанности работодателя во исполнение части 4 статьи 12 Федерального закона сообщить в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту его службы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 700, а также о том, что неисполнение работодателем данной обязанности в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, приятие решения о необходимости получения согласия комиссии является ответственностью гражданина (бывшего государственного служащего). В этой связи гражданин при определении необходимости получения согласия комиссии должен оценить свои должностные (служебные) обязанности на предмет взаимодействия с организацией, ознакомиться с правоустанавливающими, отчетными и иными документами организации в части возможного наличия взаимосвязи сферы деятельности организации с полномочиями (функциями) государственного органа, в котором он ранее замещал должность, в целях принятия решения об осуществлении либо неосуществлении им в отношении данной организации отдельных функций государственного управления.
В пункте 4 статьи 1 Федерального закона определено, что к функциям государственного, муниципального (административного) управления организацией относятся полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Частью 6 статьи 12 Федерального закона предусмотрено, что проверка соблюдения гражданином запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Госслужащий

Государственный гражданский служащий в разделе 5 справки о доходах, расходах имуществе и обязательствах имущественного характера указал, что в четырех коммерческих организациях его доля участия составляет 100%. Свидетельствует ли данный факт о нарушении служащим запретов, установленных в целях противодействия коррупции п.3 части 1 ст.17 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации?
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) в связи с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации государственному гражданскому служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации

Исходя из положений статьи 105.2 Налогового кодекса Российской Федерации доля участия физического лица в организации представляет собой выраженную в процентах долю от всех голосующих акций или долей в уставном (складочном) капитале организации, принадлежащую данному лицу.

В этой связи, если доля участия физического лица в коммерческой организации составляет 100%, очевидно, что данное лицо оказывает воздействие на принимаемые организацией решения и участвует в управлении данной организацией.
Изложенная в вопросе ситуация свидетельствует о нарушении государственным гражданским служащим запрета, установленного пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ.

Обращаем внимание, что за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 59.1 Федерального закона № 79-ФЗ, либо данный служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия (статья 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ).

Госслужащий

Основные термины и понятия

Что такое коррупция?
Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Что такое противодействие коррупции?
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):

Что такое предупреждение коррупции?
Предупреждение коррупции - деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.

Что такое взятка?
Взятка - получение должностным лицом, иностранным должностным
лицом либо должностным лицом публичной международной организации
лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в
виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера,
предоставления иных имущественных прав за совершение действий
(бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Что такое коммерческий подкуп?
Коммерческий подкуп - незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Что такое конфликт интересов?
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Что такое личная заинтересованность?
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) государственным служащим и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми государственный служащий и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.